И в продолжении Престольного праздника, после концерта наших гостей — Солдатского хора Зосимовой Пустыни, всем гостям и насельникам Пустыни был показан спектакль классика белорусской драматургии А. Макаёнока «Трибунал» силами учащихся 11 класса Гимназии (классный руководитель А. Бочков).
Пьеса большая, в трех действиях, несколько десятков лет шла в Минском драматическом театре с неизменным успехом. Белоруссия очень чутко воспринимает тему прошедшей Великой Отечественной войны, т.к. наиболее всех пострадала в годы фашистской оккупации. Школьный вариант текста пьесы (сокращенный) в рамках спецкурса «Искусство речи» подготовил известный театровед, заслуженный педагог, режиссер, журналист, ветеран сцены и участник войны Андрей Аркадьевич Бобыльков — друг нашей Обители из Санкт Петербурга.
Он же отобрал учеников на главные роли и проводил первые репетиции до своего отъезда, нашел и режиссера — постановщика, с которым работал вначале и консультировал его по телефону на всем протяжении подготовки спектакля. В школьном варианте — заключительное действие спектакля — суть, сердцевина всего драматического сочинения, сам трибунал : …. в глухой белорусской деревне семейный совет осудил главу многодетной семьи на смерть за измену Родине (!?), за то что он по собственному желанию стал СТАРОСТОЙ этой деревни…т.е. по представлениям семьи и односельчан — превратился в холуя немецкой фашистской администрации, пришедшей устанавливать новый порядок в Белоруссии. Накануне полицаи и войска СС уничтожили очаги подполья партизан, убили и сожгли много мирных жителей, в том числе женщин и детей в соседнем селе… Действие происходит в 1942 году, в деревенской хате у вновь избранного старосты — Колобка, местного пастуха, главы многодетной семьи. Колобок — образ скорее фольклорный, юмористический, пронизанный народной бытовой речью, шутками и прибаутками. В глазах главного полицая этой местности (как и у офицера СС ) он — дикий, глупый, но послушный и тщеславный идиот, дорвавшийся до власти, и которым легко можно управлять. Они наделили его званием «царя» деревни, который отвечает за односельчан, за порядок и может их наказывать и убивать….Но жена, дочери, невестки и младший сын — двенадцатилетний Владимир (на его глазах сожгли Ольгу, его подругу, юную разведчицу) решают по другому — они осудили своего отца — предателя на смерть и готовились привести приговор в исполнение….В финале мать узнает, что ее муж — Колобок — выполнял задание партизанского штаба…., стал старостой, чтобы спасти односельчан от готовящейся казни…Но сын ранее, не узнав правды… ушел к школе, где подорвал себя и уничтожил отряд полицаев…Тем самым своей смертью он отомстил за убитых селян и защитил честь семьи от позора за предателя отца… Мощным взрывом и немой скульптурной композицией в хате всех участников сцены…. на красном, кровавом свете прожекторов… заканчивается спектакль…. Конечно, пьеса оказалась сложной…, взрослой, сильно сокращенной по тексту, утеряв некоторые важные смысловые сюжетные линии… и были очевидные трудности в ее воплощении. Но… дети, одиннадцатиклассники, оказались на высоте и смогли все правильно понять, осмыслить и сыграть так правдиво, искренне и с такою любовью, что слушатели всех четырёх спектаклей, сыгранных ими в течение менее чем недели плакали, аплодировали и долго не могли разойтись после представления, переходя на обсуждение не только понравившейся игры, но и той ситуации, которая так сильно отозвалась в их сердцах и стала современной, актуальной и близкой, если иметь в виду нынешние события на Украине, в Новороссии. Многое удалось сделать в этом спектакле — и в игре, и в сценографии, и в изготовлении декораций и художественного оформления сцены, подборе и изготовлении костюмов, постановки театрального света, музыкального и звукового сопровождения благодаря самоотверженной работы всего режиссерско — постановочного коллектива: конечно же — детей, но…, прежде всего…. семейного дуэта: режиссера — постановщика Людмилы Васильевны Мальцевой и художника — постановщика Дмитрия Станиславовича Мальцева, профессиональных театралов, насельников и педагогов Пустыни! Спектакль этот не окончился. Мы ждем юбилейной даты — 70-летия Великой Победы и надеемся показать «Трибунал» еще и еще раз… и не только в стенах нашей Обители…