Подготовку к походу мы начали еще в феврале. Задача – пройти от Рыбинска до Нижнего Новгорода, это 470 км. Благодаря полученному гранту удалось заказать в Самаре четыре новых двухоболочных пластиковых яла «шестерки». Плюс один бывалый деревянный ЯЛ-6, моторная лодка и два тримарана. Да у нас целая флотилия!
Ребята изучали карты, тренировались, 14 кадетов сдали экзамены и получили удостоверения «старшина шлюпки». Между тем день старта похода «Андреевский флаг — от Петра I до наших дней» неумолимо приближался.
Это был праздник: 1 августа перед набережной Рыбинска мы приняли участие в параде по случаю Дня города, который, кстати, в следующем году отметит свое 950-летие, и прямо с него ушли в свой поход по Волге.
Место первой ночевки было выбрано не случайно. Село Хопылево – родина адмирала Федора Федоровича Ушакова. Там мы присоединились к торжествам по случаю 275-летия со дня рождения адмирала в храме Богоявления-на-Острову, где крестили великого флотоводца.
Следующая остановка – Тутаев. На ночевку мы встали в той его части, что в прошлом называлась Борисоглебской слободой.
На следующий день мы должны были входить в Ярославль, а это особенный опыт – после лесных берегов, небольших городов и скромных деревень оказаться на подступах к царственному городу. А впереди нас ждал непростой, но интереснейший путь через четыре области — Ярославскую, Костромскую, Ивановскую и Нижегородскую. И никто из нас в тот момент не знал, что планам нашим не суждено сбыться…
Ялы и люди оказались бессильны перед Роспотребнадзором: местные власти запретили продолжение похода. Хотя, возьмем на себя смелость утверждать, что при должной подготовке, плавания под парусами – это самый безопасный способ путешествия в нынешних условиях: изобилие свежего воздуха и витамина D, километры социальной дистанции и тонна беспримесной радости, что может быть лучше?
За понурыми кадетами приехал автобус, ялы было велено гнать обратно в Рыбинск. Но у нас был план «Б»! Мы вернулись туда, где все начиналось. Но речь не о точке старта похода, а о месте, в котором зарождалась история отечественного флота. Уже вскоре паруса поднялись над Плещеевым озером, где в конце XVII века был построен «потешный» флот 16-летнего Петра I. И может быть, так все и должно было случиться — чтобы на берегу Плещеева озера у горы Гремяч в селе Веськово близ Переславля такие же шестнадцатилетние ребята собрались ради новой потешной флотилии.
Так как акватория озера является национальным парком, здесь действуют ограничения по использованию моторов и нет судового хода. В результате, казалось бы, ограниченное пространство (длина озера 9,5 км при ширине 6,5 км) дает даже больше свободы для передвижения под парусом и на веслах.
Начались тренировочные сборы, которые стали особенными и плодотворными еще и потому, что вокруг детей собрались взрослые, по-настоящему увлеченные парусами. Так что мы прирастали и числом и умениями. Кадеты отточили навыки слаженной командной работы в команде, узнали, что делать в случае потери судном остойчивости и опрокидывания вверх килем. Затем последовали радиальные выходы, потом двухдневный поход по реке Вёкса, а затем и «кругоплещейка». И наконец, наступила кульминация — первая за 15 лет полноценная регата на озере, на глади озера впервые за долгие годы одновременно можно было увидеть до пятнадцати парусов.
Да, пандемия помешали нам пройти полный маршрут, осуществиться всем нашим планам. Но ведь известно: «кто сходил в моря, тот вновь встречи с морем ищет». Поэтому новому походу быть! И не только ему. Уже ведется работа по созданию полноформатной парусно-гребной школы Свято-Алексеевской Пустыни, а вместе с ней формируется и растет сообщество «Паруса Плещеева озера». Не за горами 330-летие той первой потешной флотилии, от которой и следует вести историю русского флота, мы планируем приурочить к этой дате провести многодневный фестиваль парусного спорта в Переславле-Залесском.
Приезжайте в Переславль! Будем творить историю вместе.
Автор статьи:
заместитель руководителя проекта
Дмитрий Владимирович Топчий